Работа внедорожной многозвенной машины Тонар 7502 в суровых климатических условиях

Фото: ООО Машиностроительный завод «ТОНАР»


Машиностроительный завод «ТОНАР», основанный в 1990 г. группой инженеров и инвесторов во главе с Юрием Павловичем Вайнштейном, развернул «с нуля» свои производственные мощности в дер. Губино Орехово-Зуевского р-на Московской области. За короткий период времени машины с маркой «ТОНАР» расширили свою нишу на рынке производства транспортной техники по заказам многих предприятий различных отраслей экономики как в странах СНГ, так и дальнего зарубежья. За годы своего развития завод создал более 100 моделей транспортной техники, его продукция стремительно вошла в рынок, и сегодня уверенно расширяет географию своего участия в перевозках по дорогам общего пользования продукции сельского хозяйства, промышленности, стройматериалов и других сегментов экономики.

В последнее десятилетие специалисты конструкторского бюро ТОНАР приступили к интенсивным работам по дальнейшей диверсификации продуктового ряда машин за счёт создания спецтранспорта для горнодобывающих и горно-металлургических предприятий. Созданы и уже производятся две модели внедорожных самосвалов грузоподъёмностью 45 и 60 т, жёстко-рамной конструкции. Растущие масштабы добычи полезных ископаемых в малоосвоенных и северных районах России подтолкнули к созданию нового вида внутрихозяйственного и технологического транспорта – автопоездов большой и особо большой грузоподъёмности.

 

Так, первыми были созданы образцы автопоездов грузоподъёмностью 95 и 110 т по заказу АК «АЛРОСА», эти работы выполнялись в два этапа. На первом – в 2016 г. – был поставлен полуприцеп грузоподъемностью 100 т с тягачом фирмы «Скания», затем в 2017 г. был поставлен первый автопоезд Тонар с колесной формулой 6х4 грузоподъёмностью 110 т для работы на месторождении «Зарница». В 2018 г. – к началу освоения Верхне-Мунского месторождения – был построен автопоезд грузоподъёмностью 95 т на шасси тягача Volvo FH 16 с колёсной формулой 8х4. Созданная машина получила полностью тонаровскую надстройку и самосвальный прицеп ТОНАР-857951 с боковой разгрузкой. Всего было поставлено 29 единиц техники. Автопоезда в 2018 г. приступили к регулярным магистральным перевозкам кимберлитов от Верхне-Мунского месторождения до обогатительной фабрики №12 ГОКа «Удачный» на расстояние 170 км. В 2019 г., на втором этапе работ, была создана новая модель – ТОНАР-7502, с колёсной формулой 6х6, в конструкции которой был учтен весь опыт эксплуатации. Машина получила шкворневую сцепку (вместо поворотного круга), шины карьерного типа и конструкцию бокового борта, состоящего из двух частей.

Конструктивно-технические характеристики автопоезда ТОНАР-7502:

  • Грузоподъёмность – 125,85 т, вместимость кузовов геометрическая – 79 м3;
  • Состав 8-осного автопоезда – тягач, полуприцеп за полуприцеп, при колёсной формуле тягача 6х6; Двигатель – дизельный 6-цилиндровый Cummins, с турбонаддувом и высокоэффективным теплообменником, рабочий объём – 19 л, мощность 760 л.с.;
  • Коробка передач – 8-скоростной автомат Allison 6620, раздаточная коробка ZF полного привода мостов 6х6;
  • Задняя подвеска мостов – на резиновых упругих элементах (вместо многолистовых рессор), надёжная и не требующая техобслуживания при температурах воздуха в диапазоне от – 60 до + 50 ОС.
  • Кроме вышеотмеченных особенностей конструкции, автопоезд ТОНАР-7502 получил: капотную, двухместную, теплошумоизолированную кабину конструкции завода «ТОНАР», установленную на 4 пневмоподушках и оснащённую современным комплексом обеспечения комфортных условий труда водителя, в том числе – 2 автономных отопителя, кондиционер, регулируемое по высоте и подрессоренное кресло водителя, а также панель с набором приборов и индикаторов для оперативного учёта общего и удельного расхода топлива, давления и температуры масла в мостах и двигателе, и др. Вне зависимости от температуры окружающего воздуха системы его обогрева и кондиционирования автоматически поддерживают температуру в кабине машин в пределах +22 …+24 °С.
  • Рулевой механизм автопоезда – гидрообъёмный. В конструкции автопоездов, как и жёсткорамных внедорожных самосвалов, предусмотрены системы автоматической смазки механизмов и пар трения фирмы Lincoln. Текущие линейные расходы топлива, регистрируемые приборами машины в зимних условиях, составляют от 128 до 140 л на каждые 100 км пути – при движении соответственно по равнине и на затяжных подъёмах дороги. Технически возможная скорость движения автопоезда ТОНАР-7502 по грунтовым дорогам – до 45 км/ч в гружёном состоянии, и до 65 км/ч – в порожнем. Полная масса гружёного автопоезда – до 200 т, минимальный радиус поворота– 14,5 м. В первый свой рейс ТОНАР-7502 вышел 25 марта 2019 г. от Удачнинского ГОКа до Верхне-Мунского карьера, где был загружен рудой и успешно завершил рейс (общей протяжённостью 340 км) за 11 ч. Средняя скорость его движения в гружёном и порожнем состояниях достигала около 31 км/ч, а удельный расход топлива – 28 г/т-км.  За год практической эксплуатации автопоезда ТОНАР-7502 коэффициенты его технической готовности и использования парка составляли не меньше 0,9, достигая в отдельные месяцы 0,95 и 0,99. Общий объём выполненной транспортной работы составил за этот период более 7 061 000 т-км, а объём перевезённой  руды Верхне-Мунского месторождения на ОФ №12 Удачнинского ГОКа достиг 15 120 т.  На май 2020 г. модель автопоезда ТОНАР-7502, занятая с 2019 г. на перевозках руды от месторождения «Верхняя Муна» до рудного склада Удачнинского ГОКа – в составе тягача ТОНАР и сочленённых самосвальных полуприцепов – выполнила более 800 рейсов.

 


Источник, фото: ООО Машиностроительный завод «ТОНАР»

Поделиться этой новостью

Поделиться этой новостью на Facebook Поделиться этой новостью в Twitter Поделиться этой новостью в VK
© Rosmining, 2014 - 2020