Экологическое законодательство 2019 года протестировали в УГМК

В Верхней Пышме (Свердловская область) в Техническом университете УГМК испытали первый российский справочник наилучших доступных технологий (НДТ) по меди. На его основании в формате деловой игры предприятие компании – АО «Уралэлектромедь» получало абсолютно новый для российских промышленников документ – комплексное экологическое разрешение (КЭР), регламент выдачи которого сегодня активно обсуждается. На новую систему экологического регулирования, в основе своей заимствованную у европейцев, Россия перейдет уже в 2019 году. Изменения коснутся порядка 45 тысяч предприятий.

В деловой игре участвовали 120 человек – представители властей, надзоров и промышленности. В качестве экспертов были приглашены немецкие специалисты, имеющие опыт выдачи подобных КЭРов у себя на родине. В 2015 году Германия вошла в десятку лучших стран по экологии, при этом оставаясь одним из наиболее индустриально развитых государств в мире.

Вопрос о совершенствовании экологического законодательства в России начали обсуждать еще 10 лет назад. Тогда была четко обозначена многолетняя конфликтная ситуация, в которой, на одну сторону, встали государство и общество, считающие, что российская промышленность недостаточно экологически развита, а на другую – предприятия, для которых существующие нормативы заведомо невыполнимы. Ситуацию ярко иллюстрирует ставший уже хрестоматийным пример требований по предельно допустимым концентрациям (ПДК) меди в водоемах рыбохозяйственного назначения — промышленные стоки предприятия должны быть на три порядка чище питьевой воды.

Новое законодательство поставило перед собой целью не пересмотреть действующие нормативы, а разработать процедуры, которые помогут достичь консенсуса в обществе, а также будут способствовать постепенной модернизации предприятий. Соответствующий федеральный закон приняли в 2014 году и отвели пять лет на то, чтобы продумать механизм его реализации. За этот период предстоит создать справочники НДТ по основным отраслям, а также отработать процедуру выдачи КЭР на основе данных этих справочников по системе «одного окна».

Деловые игры, которые проводятся на примерах предприятий из различных отраслей, помогают оценить степень готовности государства и бизнеса к работе в новых условиях, выявить потенциальные сложности и обозначить «узкие» места в системе экологического регулирования, основанного на НДТ.

СПРАВОЧНИКИ НДТ

Справочник НДТ по меди был утвержден в числе первых в 2015 году, и это обстоятельство позволило «Уралэлектромеди» заглянуть на два года вперед и раньше многих других промышленных предприятий в деталях «прожить» процесс получения нового экологического разрешения. Всего к концу 2017 года в России планируют утвердить 55 профильных справочников, 11 из них уже готовы, еще 22 вступят в силу до конца текущего года.

По сути справочник НДТ – это сборник приемлемых технологических решений, применение которых должно обеспечивать снижение негативного воздействия на окружающую среду, но при этом сохранять рентабельность и потенциал развития промышленности. На его основе регулятор — в данном случае это Минприроды — установит свои нормативы, которые надзорные органы будут использовать при выдаче единого комплексного разрешения.

Елена Семилетова, ведущий советник аппарата Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии:

«В создании справочников мы идем своим путем, но здравое зерно зарубежного опыта мы, безусловно, учитываем. Так, подробное описание промышленности в европейских справочниках является основанием для определения диапазонов допустимого воздействия. В содержании уже утвержденных российских справочников, в частности, по меди, выдерживается эта же линия. Также есть диапазон веществ-маркеров, и эти диапазоны будут доминировать при определении соответствия производства экологическим требованиям – выдавать или не выдавать, и если выдавать, то как двигаться предприятию к снижению эмиссии вредных веществ».

Доктор Вольфганг Нюрнберг, эксперт GIZ, представитель ведомства по защите окружающей среды и энергетике бюро по защите от вредного воздействия предприятий:

«Система экологического регулирования в Германии составляет комбинацию выдачи разрешения и контроля за выполнением прописанных в нем требований. При этом, мы говорим, что не должны, конечно, выдвигаться требования, которые предприятие не в состоянии выполнить. Если вдруг обнаруживается, что требования по каким-то причинам не соблюдаются, то мы анализируем ситуацию, стремимся вместе с предприятием разработать такую концепцию, чтобы в пределах разумных сроков добиться намеченных результатов».

Механизм экологического регулирования деятельности промышленности в Германии четко увязан с потребностью общества в развитии этой самой промышленности. Наличие в органах власти прозрачных разрешительных процедур, возможностей для консультаций, помощь в организации диалога промышленников с местным населением – в конечном счете все это приводит к тем реальным показателям, которыми страна имеет право гордиться: ВВП – один из самых высоких в мире, состояние окружающей среды – предмет зависти, по уровню коррупции – нижние строчки мирового рейтинга.

В России только предпринимается попытка уйти от традиционных репрессивных методов воздействия на промышленность, которые формируют ущербное отношение общества к промышленному производству, стимулируют коррупцию и плодят технологии «экологического шантажа».

Сейчас появилась призрачная пока, но возможность переломить ситуацию и избавить ответственных промышленников от родового комплекса вины перед обществом, природой и человеком.

Справочники НДТ специалисты называют консенсусным документом. В их разработке принимают участие эксперты от органов власти, профильных общественных организаций и бизнеса. При создании отраслевого документа по меди порядка 70% рабочей группы составили представители промышленности.

Татьяна Гусева, главный ученый секретарь РХТУ (МХТИ) им. Д.И. Менделеева, профессор:

“В отношении наилучших доступных технологий лидером в России является УГМК, специалисты которой оценили и международный опыт, и используют опыт подготовки инструментов нормирования в области природосбережения и охраны окружающей среды. Фактически они первые, кто сделал информационно-технический справочник по НДТ в России.

В Европе для подготовки таких инструментов нормирования было затрачено до пяти лет по каждой отрасли. Поэтому то, что сейчас делает УГМК и что делается другими по ряду других отраслей, – это и зарубежный, и российский, и в чем-то уникальный пионерский опыт. Мы очень надеемся, что окончательный закон будет сбалансированным, не станет последней, окончательной точкой. И что он поможет поддержать те российские предприятия, которые хотят работать в новых условиях – если хотите, в более легких с точки зрения бюрократического и административного бремени”.

КОМПЛЕКСНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ (КЭР)

Предполагается, что новое комплексное экологическое разрешение заменит три действующих: на выбросы в атмосферный воздух, на сбросы в водные объекты и на хранение твердых отходов производства и потребления. «Единым окном» будет служить территориальное управление Росприроднадзора, а все последующие согласования с госорганами чиновники проведут сами. Таким образом, три параллельные не увязанные между собой процедуры должна заменить одна, учитывающая экологический и экономический эффект от внедрения наилучшей доступной технологии.

Михаил Бегак, заместитель председателя Технического комитета по стандартизации (ТК) 113 “Наилучшие доступные технологии”, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН (НИЦЭБ РАН, Санкт-Петербург):

«Совершенно неверно представлять, что комплексное экологическое разрешение является томом, где сброшюрованы под одной обложкой три разных разрешения. Допустим, предприятие выбрасывает много пыли. Мы можем эту пыль, например, с помощью скруббера перевести в сточные воды, или собрать электрофильтром и разместить как отходы. В каждом случае нужно считать экономическую эффективность и степень воздействия на окружающую среду. Это то, что постоянно придется взвешивать на весах при выдаче комплексного экологического разрешения».

Однако тезис «бюрократическое послабление» промышленные экологи восприняли скептически, о чем ярко свидетельствовали реплики из зала.

Олег Кадыров, руководитель направления промышленной экологии АО МХК «Еврохим»:

«Три разрешения – это верхушка айсберга. Многие ведомства в это «окно» просто не попали. Например, по водным ресурсам. Сначала мы должны сделать схему водоотведения и водопотребления, согласовать ее с Росводресурсами, получить разрешение на получение водного объекта в пользование, в котором должны быть записаны показатели и только потом обращаться за комплексным разрешением…»

Ольга Колосницына, заместитель генерального директора по экологической безопасности ООО «Медногорский медно-серный комбинат»:

«Комплексное разрешение, как я понимаю, для того, чтобы упростить работу предприятия в части документооборота. Так? Сегодня немецкие эксперты представили нам европейскую схему получения комплексного экологического разрешения. Я проанализировала по слайдам и четко вижу, что это наша схема проектной документации. При госэкспертизе проводятся те же самые процедуры всеми органами в едином окне. И утверждается: можно работать или нельзя. Почему бы нам не выдавать комплексное разрешение по результатам госэкспертизы?»

Был задан еще целый ряд вопросов, касающихся непосредственно процедуры выдачи КЭР. В частности, речь шла и об определении объекта регулирования, об условиях проведения общественных слушаний, о сроке, на который планируют выдавать документ в России.

Михаил Бегак:

«В среднем по Европе такой документ действует в течение 10 лет. В Германии и Швеции – бессрочно. В России, согласно закону, такое разрешение предусматривается на срок до 7 лет, с автоматическим продлением еще один раз на 7 лет если созданы условия, предусмотренные законом. Что делать предприятию через 14 лет, закон не вполне прописывает. Требуется его доработка, ведь прогресс не стоит на месте».

БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ДИАЛОГ

Евгений Брагин, заместитель генерального директора УГМК:

«Впервые в российской практике власть ведет такой диалог с бизнесом при работе над законопроектом. Новая система экологического регулирования – это не только справочник и перечень технологий. Это прежде всего эффективная процедура администрирования, позволяющая сконцентрировать ограниченные ресурсы бизнеса и регулирующих органов на реальных задачах, дающих максимальный эффект для общества. Чтобы создать такую процедуру необходим совместный труд всех заинтересованных сторон, открытое обсуждение, готовность к изменениям.

Промышленные предприятия активно участвуют в разработке справочников НДТ. Сейчас начался новый этап обсуждения – процедуры выдачи комплексного разрешения на основе этих справочников, которое сразу поднимает большое количество вопросов. Но поскольку это происходит до принятия постановления Правительства, до вступления положений закона в силу, то это не проблема, а возможность сделать всё по уму. Это касается не только процедуры выдачи комплексного разрешения, но и вопросов регистрации объектов негативного воздействия, определения маркерных веществ, организации контроля и многих других. Надеюсь, что совместными усилиями заинтересованных сторон мы справимся с этой задачей».

Дмитрий Скобелев, начальник бюро НДТ, директор Всероссийского научно-исследовательского института стандартизации материалов и технологий (ФГУП ВНИИ СМТ):

«Да, и это весьма действенный диалог. При этом он касается как раз той части, что вызывает всегда наибольшее число вопросов, — правоприменения. У нас ведь, к сожалению, нередко получается так, что телегу ставят впереди лошади: закон напишут, а механизм его реализации до конца не продумают. С 2019 года начнется выдача комплексных экологических разрешений. Мы рискуем получить большое количество конфликтных ситуаций, при которых процесс неизбежно затянется, если все заранее не предусмотреть. Это уже шестая игра, но каждый раз всплывают новые аспекты. Например, на деловой игре, которую мы проводили совместно с УГМК, прозвучал вопрос: что делать, если какая-то технология не описана в справочнике. Как будет вести себя инстанция, ответственная за выдачу КЭР? Как в этом случае действовать заявителю, оформляя? … Конечно, мы все это будет учитывать в дальнейшем».


Источник: http://www.ugmk.com/ru/press-center/news/index.php?id15=19900

Поделиться этой новостью

Поделиться этой новостью на Facebook Поделиться этой новостью в Twitter Поделиться этой новостью в VK
© Rosmining, 2014 - 2018