Фото: istu.edu


Научные сотрудники Екатерина Канева и Татьяна Радомская открыли новый минерал фторкарлтонит. Камень с удивительной палитрой голубого цвета, обнаруженный в чароитовой породе на границе Иркутской области и Якутии, может использоваться в ювелирном искусстве. Факт открытия подтвердили на заседании комиссии Международной минералогической ассоциации (IMA CNMNC). Единственный образец фторкарлтонита, доступный для свободного просмотра, хранится в Государственном минералогическом музее им. А.В. Сидорова Иркутского технического университета.
 
Екатерина и Татьяна трудятся в Научно-исследовательской лаборатории прикладной геохимии и аналитических методов исследования, созданной совместно ИРНИТУ и Институтом геохимии им А.П. Виноградова СО РАН (ИГХ СО РАН). Подразделение создали в 2019 году на базе кафедры прикладной геологии, геофизики и геоинформационных систем Института недропользования ИРНИТУ в связи с запуском программы проектного образования для студентов геологических специальностей. Программа подразумевает участие политеховцев в исследовательских проектах под руководством приглашенных профессоров из ИГХ СО РАН и организаций-партнеров. Инициатор проекта – профессор ИРНИТУ Александр Паршин.
 
Как сообщила руководитель лаборатории Екатерина Канева, камень имеет химическую формулу KNa4Ca4Si8O18(CO3)4F·H2O и относится к группе силикатов со слоистой структурой. Он получил название «фторкарлтонит» (англ. – fluorcarletonite) поскольку оказался структурным аналогом минерала карлтонита, но отличается от него преобладанием элемента фтора в составе. Карлтонит же, в свою очередь, назван в честь Карлтонского университета в Канаде, где его впервые изучили в 1971 году.
 
Для фторкарлтонита характерна красивая окраска с богатой палитрой оттенков — от светло-голубого до темно-голубого. Он встречается в чароитовой породе совместно с другими минералами – фиолетовым чароитом, серо-зелёным пектолитом, бледно-розовым апофиллитом и темно-зелёным пироксеном.
«Если этот материал вывести на рынок, то он завоюет популярность среди камнерезов и ювелиров. Учитывая его неимоверную редкость, украшения из фторкарлтонита будут пользоваться большим спросом, и стоить достаточно дорого. В настоящее время за камнем «охотятся» коллекционеры редких минералов. Многие из них, узнав об открытии, обращались к нам с просьбой выслать им хотя бы небольшой кусочек фторкарлтонита», — подчеркнула Екатерина.
 
По словам Татьяны Радомской, на необычный голубой цвет минерала, вкрапленного в сиреневый чароит, впервые обратили внимание иркутские геологи. Они работают в ООО «Чароит». Специалисты добывали поделочный камень чароит на Мурунском массиве. Месторождение находится на границе Иркутской области и Республики Саха (Якутия):

«Пытаясь определить тип неизвестного минерала, сотрудники компании С. Слепнев и А. Романенко предоставили одну часть необычной находки в ИГХ СО РАН, а вторую — подарили Минералогическому музею ИРНИТУ. Предварительно изучив камень, мы предположили, что это карлтонит. Ранее его находили лишь в массиве Сент-Илер в Канаде. Теперь перед нами оказалась вторая, но уже российская находка, тем более в совокупности с уникальным чароитом. Поэтому мы приступили к детальному изучению образца совместно с геологом М.А. Митичкиным и химиком Л.Ф. Суворовой. Исследовали его химический состав и кристаллическую структуру. К нам присоединились коллеги из центральной полосы РФ И.В. Пеков и С.В. Кривовичев. Именно они рекомендовали обратить внимание на отличия в нашем и канадском образцах. Так, в минерале, найденном на Мурунском массиве, в качестве добавочного аниона преобладает F (фтор), а в карлтоните из Канады – группа OH (гидроксильная группа). А по правилам международной минералогической классификации это означает, что наш минерал является новой разновидностью».

 
Охарактеризовать камень ученым помог комплекс исследований: петрографичкеский метод, порошковая дифракция, монокристальный рентгеноструктурный анализ, инфракрасная спектроскопия и др.
Для того, чтобы находку официально признали минералом, ее необходимо утвердить в Комиссии по новым минералам, номенклатуре и классификации Международной минералогической ассоциации (IMA CNMNC). С мая 2019 года заявку с описанием камня рассматривали члены комиссии, куда вошли представители минералогических ассоциаций различных стран. А 6 августа Екатерина Канева и Татьяна Радомская получили официальное заключение о признании фторкарлтонита минералом.
 
По мнению Екатерины, открытие нового камня – это важное событие в мире геологии и ювелирного искусства. Успешное начало сотрудничества открывает широкие перспективы для исследовательской работы студентов политеха совместно с ИХГ СО РАН. Примером взаимодействия вузовской и академической науки может стать «Музейный проект».
 
Это новая инициатива, которую сотрудники лаборатории намерены реализовать в Минералогическом музее ИРНИТУ в 2019 году. Он является одним из крупнейших и богатейших по количеству и разнообразию образцов минералов и горных пород музеев, находящихся за Уралом. Коллекция политеха регулярно пополняется, однако актуальной остается проблема идентификации образцов. Оказать помощь в их исследовании и, возможно, открытии новых минералов могли бы студенты Института недропользования. Они проходили летнюю практику в ИГХ СО РАН, а некоторые имеют опыт изучения горных пород, обнаруженных на месторождениях Мурунского массива.
 

«Это особенно важно для изучения ценных редких экспонатов, когда необходимо подтвердить их принадлежность к тому или иному редкому виду. Бывает так, что образцу присваивают «неточное» или «возможное» название, указанное дарителем, т.е. без ссылок на опубликованные научные статьи и проведения каких-либо экспериментов. Работа по уточнению правильности идентификации «старых» образцов не ведется, не говоря уже о научной деятельности, для которой требуется какой-либо набор оборудования.
Коллеги из западных регионов успешно развиваются в этом направлении. Например, сотрудники Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана (Москва) в результате научных изысканий, в том числе с использованием образцов из коллекции, лишь за 2017 год открыли 24 новых минеральных вида, а за 2018 год – 29. Мы также должны максимально использовать потенциал университета, чтобы популяризовать науку среди молодежи», — делится размышлениями заведующая лабораторией.


Источник: istu.edu