Фото: резиновые покрытия производства СУЭК
http://vg-news.ru
В новом музейно-культурном центре Абакана накануне открылась выставка «Хакстройэкспо-2017». Среди предприятий, представивших там материалы, оборудование и технологии для строительства, неожиданно для многих оказалась и СУЭК. Крупнейшая угледобывающая компания страны теперь выпускает и травмобезопасное резиновое покрытие, производство которого в прошлом году было запущено в Черногорске.
Напомним, в конце 2016 года в Черногорске заработал цех по переработке автопокрышек. Изношенные шины карьерных самосвалов здесь превращают в новую продукцию: плитку для травмобезопасного покрытия спортивных и игровых площадок, а так же резиновую крошку, которая замешивается в асфальт для автотрасс.
Новое производство было создано при шахте «Хакасская», которая планировалась к закрытию. Таким образом, компания СУЭК одним выстрелом планировала убить двух зайцев: решала вопрос с утилизацией изношенных покрышек своей горной техники, при этом, решая вопрос трудоустройства части работников закрывающейся шахты.
В итоге и шахту решили не закрывать. И новое производство тоже запустили. Все оборудование здесь отечественного изготовления, производственную линию закупили в Новокузнецке.
Каждую покрышку (а шины от карьерных самосвалов весят от 1,6 тонн до 2,1 тонны) сначала на специальном станке режут гидравлическими ножницами на куски массой по 5-6 килограмм.
Затем эти куски проходят через два шредера-измельчителя, где резина постепенно дробится на все более мелкие фракции, а обрезки металлического корда удаляются с помощью магнитных улавливателей. Далее очищенная от металла и измельченная на куски 20-мм резина попадает в роторную дробилку на выходе из которой получают массу из резиновых гранул размером в 1-5 мм, пригодных для дальнейшего полезного использования.
Сейчас цех выдает два вида продукции. Во-первых, собственно сами резиновые гранулы. Их используют в дорожном строительстве как компонент для приготовления асфальтового покрытия автодорог. Резиновая крошка в асфальте повышает коэффициент сцепления колес с дорогой. Кроме того, она делает дорожное покрытие более устойчивым к перепаду температур. Резина придает полотну эластичность и не дает ему трескаться в результате расширения и сжатия при нагреве и охлаждении. Для Сибири, с ее перепадами от + 40 летом до — 40 зимой, это очень актуально.
Второй вид продукции – пористая резиновая плитка размерами 500х500 мм и толщиной от 20 мм до 40 мм. Она окрашивается в разные цвета на вкус заказчика и служит прекрасным травмобезопасным покрытием для спортивных и игровых площадок.
В СУЭК готовы делать плитки любой формы и размерности, каких пожелают заказчики. Также они готовы сдавать площадки «под ключ», то есть не только продавать покрытие, но и осуществлять его укладку в нужном месте.
ПОКУПАТЕЛИ ГОТОВЫ И ВЗЯТЬ И СДАТЬ
На «Хакстройэкспо» СУЭК-Хакасия впервые представила широкой публике продукцию своего нового цеха. Как рассказала работавшая на выставке представитель этого производства ведущий специалист Юлия Герасимова, они показывают и предлагают покупателям резиновую плитку разной формы. Покрытие толщиной 40 мм продается по по цене 1,6 тысяч рублей за квадратный метр, 30-миллиметровое – по 1,4 тыс за квадрат, а 20-миллиметровая плитка предлагается по 1,1 тысячи за метр квадратный.
По ее словам (и собственным глазам автора материала) плитка вызвала большой интерес у посетителей выставки. Причем тут оказались сюрпризы для производителей. В СУЭК предполагали, что основными покупателями защитного покрытия станут государственные и муниципальные ведомства, которые занимаются созданием и обустройством стадионов, спортплощадок, детских и игровых городков, и прочих объектов городской инфраструктуры.
Но пока больше всего покупателей – это частные лица, которые на ура разбирают плитку для своих частных подворий и усадеб. Многим захотелось настелить тонкую резиновую плитку поверх бетонных дорожек в своих дворах, либо вообще сделать такие дорожки и внутренние дворики не из бетона, а из 40- или 30-миллиметровых плиток. Поскольку их можно укладывать прямо на грунт, то получается быстро, красиво и удобно.
Такой покровный материал не трескается с годами, на нем не задерживается вода, а если старый или малый споткнется — то падать безопасно. Опять же если чего хрупкое, вроде мобильного телефона уронишь – не разобьется.
А что до муниципалов, то на выставке к стенду подошел мэр Абакана Николай Булакин, осмотрел плитку и вздохнул: «Где ж вы в прошлом году были…». Но потом все-таки начал прицениваться, торговаться и, как в таких случаях положено, заявил: слишком дорого!
На это ему ответили, что дешевле в стране сейчас нет. Так, аналогичное покрытие, выпускаемое на Кузбассе или в Красноярске, стоит около 4 тысяч рублей за квадрат. То есть больше чем вдвое дороже.
После этого абаканский градоначальник пошел дальше. Видимо, думать и принимать решения.
А вот первый заместитель главы Усть-Абаканского района Геннадий Петров, познакомившись на выставке с продукцией, тут же высказал желание заказать сразу две тысячи квадратных метров покрытия и пригласил представителей производителя на встречу в администрацию района для обсуждения условий сделки.
Также автор материала стал свидетелем появления перед стендом еще одного клиента. Причем он хотел не взять, сдать. Руководитель одной из местных автошкол, посмотрев крутившийся на мониторе ролик, демонстрирующий процесс переработки автопокрышек в резиновую плитку спросил: «А можно сдать вам наши старые шины, а то у нас уже около 5,5 тонн накопилось?»
— Можно! – ответили ему, — откуда забирать?
— Да я сам привезу! – обрадовался заказчик, — только скажите, куда доставить.
Его не остановило даже озвученное условие: за сданные в переработку покрышки придется заплатить по 2 тысячи рублей за тонну.
Представители СУЭК пояснили, что плату за утилизацию они берут, поскольку на ближайшие 1,5-2 года они обеспечены сырьем выше крыши – перерабатывают запасы огромных покрышек от карьерных самосвалов со своих угольных разрезов. Это их основная задача. Поэтому пока не ставят себе цель ликвидировать штабеля рваной резины у всех местных шиномонтажек.
Но вот потом, очень вероятно, начнут бесплатно принимать в утилизацию любые шины. Если, конечно, спрос на плитку и резиновую крошку будет стабильным.
СУЭКовцы рассказали, что цех в Черногорске уже переведен на двухсменную работу и в таком режиме выдает по 100 квадратных метров покрытия в сутки. Но скоро начнет работать в три смены и круглосуточно. Дело только за подготовкой и обучением дополнительного персонала.
Источник: http://vg-news.ru